С платежками ЖКХ грядет катастрофа: «Заплатите в 17 раз больше»
Плата за вывоз мусора со следующего года резко возрастет. Комитет по экологии Госдумы на днях подтвердил: она увеличится даже не в разы, а в десятки раз. Из-за чего это произойдет и можно ли предотвратить безумное повышение, защитив свой карман.
Раньше плата за вывоз мусора была включена в строку «Содержание и ремонт жилого помещения» наших платежек за ЖКУ. Рассчитывалась она по квадратным метрам. Если у вас квартира 70 кв. м, вы платили вдвое больше семьи, которая живет в 35‑метровой квартире. Хотя их там могло быть пять человек, а вас, может, всего двое, и они таскали пакеты на помойку гораздо чаще вас.
С нового года вводится другой порядок, вроде бы более справедливый. За вывоз мусора мы теперь будем платить по отдельной строке, а указанные в ней цифры будут рассчитываться не по квадратным метрам, а по количеству проживающих людей (для жилого помещения), а также работающих, учащихся или обслуживающихся (для учреждений и предприятий).
Плата за избавление от мусора будет зависеть от двух параметров:
1) норматива накопления мусора, который устанавливают муниципальные власти;
2) тарифа на вывоз 1 кг мусора, который устанавливает региональный оператор – коммерческая компания, назначенная местными властями ответственной за весь мусор на своей территории.
Ожидаемое кратное увеличение «мусорной» платы объясняется повышением обоих параметров: и нормативов, и тарифов, которое скрывается под маской «более справедливого подхода».
Как мусорные нормативы бьют рекорды
Норматив накопления мусора – это количество мусора, которое образуется в результате жизнедеятельности одного человека в течение года. Нормативы устанавливаются отдельно для жилых помещений и для учреждений, контор и предприятий одинаковых категорий. Каждый регион определяет нормативы для себя сам. Эта работа ведется с 2016 года – после того как вышло постановление правительства о том, каким образом это следует делать.
Как надо считать мусор
Объяснения парадоксальным нормативам надо искать в постановлении правительства № 269 от 2016 года, где подробно описывается порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Суть там кратко такая.
Чтоб определить нормативы накопления мусора в том или ином городе или районе, нужно первым делом выбрать на обследуемой территории участки поселений или городских округов, где проживает: а) 2% общей численности населения; б) 1%; в) 0,5%.
На каждом выбранном участке определяются три контейнерные площадки, куда носят мусор местные жители.
Семь дней подряд измеряется объем и вес отходов, которые набрались в контейнерах на этих девяти площадках за сутки. Данные по всем площадкам суммируются по дням недели: сколько прибыло мусора в понедельник, вторник и т. д.
Провести такие измерительные серии нужно четыре раза – зимой, весной, летом и осенью.
Потом полученные данные складываются, к ним прибавляются какие-то дельты, а суммы делятся на дни и количество проживающих в округе людей. В итоге по формулам, указанным в постановлении, подсчитывается, сколько мусора в среднем продуцирует человеческая особь на данной местности в течение года. Это и есть норматив накопления мусора.
В постановлении указывается, что контейнерные площадки для замеров следует выбирать дифференцированно: не только по численности населения, но и по категориям объектов, возле которых они стоят. Есть, например, в поселке больница – обязательно возле нее надо исследовать контейнер. И возле школы. И возле детсада. И возле магазина.
Выбранные для замеров контейнеры должны содержать мусор, производимый всеми категориями граждан и организаций.
Соответственно, и нормативы должны подсчитываться отдельно для жилого фонда и для разного типа учреждений и предприятий. Тогда получится объективная картина.
У нас объективной картины не получилось, скорее всего, потому, что порядок определения нормативов в регионах не выполнялся.
Власть объявляла конкурс на проведение работ. Кто-то его выигрывал. Но не для того, чтобы ходить по помойкам и взвешивать вонючий мусор, как требуется в постановлении правительства. Понятно, что такое интересное занятие поручалось местным дворникам из стран Средней Азии. Что там они замеряли, бог ведает. Но в итоге нормативы рисовались наверняка на глазок. Поэтому мы и видим сейчас такой фантастический разброс между ними.
Где-то они, может, и справедливые. А где-то совершенно несправедливые, завышенные в десятки раз. Поэтому, когда они будут помножены на тарифы региональных операторов, мы увидим в платежках ошеломительные суммы.
Как устанавливают тарифы
Нормативы накопления мусора установлены не везде. И тарифы тоже установлены не везде. Как объяснил председатель Комитета по экологии Госдумы Владимир Бурматов, согласованы они пока только в 20 регионах. В остальных регионах желаемые значения переданы регоператорами в тарифные центры, но пока не утверждены.
Размер тарифа в принципе зависит только от расстояния, на которое надо увозить мусор.
Если свалка в 10 км от поселка, тариф для его жителей должен быть низким. А если до свалки 200 км, он будет высоким.
Депутаты, однако, считают, что, помимо транспортировки мусора, в тарифы зачастую включаются еще и меркантильные интересы местных властей – доля, которую они хотят получать от вывоза ТБО.
Доля эта маскируется под «инвестиции в предприятия по утилизации мусора». Мол, региону же надо строить такие предприятия? Вот мы и будем собирать на это деньги с граждан посредством повышенных тарифов. Пусть население не только платит за транспортировку своих ТБО, но и вкладывается в строительство предприятий по его переработке.
Подобные рассуждения – обман и блуд.
Мусороперерабатывающие предприятия – это частный бизнес. Частные предприятия строятся за счет их владельцев, а не за счет налогоплательщиков. Тем более наш мусор – сырье для этих предприятий. Их владельцы извлекают из него прибыль. Поэтому не люди должны им платить за то, чтобы они забрали мусор, а наоборот: владельцы мусороперерабатывающих предприятий должны покупать мусор у населения.
Понимая опасность несправедливого тарифообразования, Комитет по экологии Госдумы сейчас пытается привлечь к «мусорным» тарифам внимание Федеральной антимонопольной службы и Министерства природных ресурсов.
Пока, правда, безуспешно. Хотя откладывать проблему уже некуда.
Как мы уже говорили, новый порядок оплаты вывоза мусора вступает в действие через три месяца, 1 января 2019 года. Если ФАС и Минприроды так и не пошевелятся, платеж за вывоз мусора в ряде регионов с нового года увеличится в 50 с лишним раз.
«Рекорд поставлен Красноярским краем. Здесь прогнозный платеж в Туруханской технологической зоне на семью из трех человек увеличится с 230 до 13 тысяч рублей, то есть возрастет на 5,5 тысячи процентов, или в 56 раз, – говорит Владимир Бурматов. – В Ямальском районе Ямало-Ненецкого автономного округа такая же семья с нового года будет вынуждена заплатить две с лишним тысячи рублей вместо прежних 63 рублей, то есть в 33 раза больше. В Республике Ингушетия платеж вырастет в 18,5 раза, в Нижегородской области — почти в 17 раз, в Харабалинском районе Астраханской области — в 9,6 раза, в Курганской области — в 8 раз, в Юрлинском муниципальном районе Пермского края — в 6,6 раза, в Республике Коми — более чем в 5 раз, в Иркутской области — в 4,4 раза, в Воронежской области, в городском округе Нововоронеж, платеж для семьи увеличится в 4 раза».
Как платить за мусор по справедливости
Повторим, что размер платежа за вывоз мусора зависит от двух параметров – тарифа и норматива накопления.
Если с завышенными тарифами должны разбираться ФАС и Минприроды, то укротить абсурдные скачки нормативов может только прокуратура, на что мы очень надеемся.
«С учетом того, что для большинства наших граждан эта строчка вообще будет новой в платежке, поскольку раньше в большинстве регионов этот платеж входил в «содержание и ремонт жилого помещения», можете себе представить, какую реакцию это вызовет?» – говорит Владимир Бурматов.
Мы очень хорошо себе это представляем и не хотим проверять, совпадут ли представления с реальностью, поэтому призываем власти немедленно взять «мусорную» строку в платежках под свой контроль.
Хотя понимаем, что по-настоящему справедливой суммы у нас в этой строке все равно не будет.
Для справки
Чтобы взимать плату за избавление от мусора по справедливости, нужны счетчики ТБО. Такие же, как те, что считают потребленную нами воду и электричество.
Подходишь к контейнеру во дворе, всовываешь в щель карточку типа банковской, кладешь на крышку люка свой пакет с мусором. Крышка – весы. Пакет взвешивается, вес сбрасывается на карточку, а пакет с мусором падает в контейнер. Когда надо платить за мусор, владелец карточки заходит в личный кабинет на сайте регоператора, смотрит, сколько он за месяц накидал в контейнер, и платит соответствующую сумму.
Когда-нибудь так, наверное, и будет. Но не сейчас.
Источник: http://primpress.ru/article/31338
По теме: Собрание по ситуации на Балахнинском полигоне прошло в р.п. Гидроторф
|