Клуб… Дом-театр… Дом культуры…Каменный клуб, дом-театр, впоследствии Дом культуры… Это здание, построенное в 1931 г. на центральной площади поселка бумажников, будущего Правдинска (проспект Дзержинского, д. 38), стало главной его архитектурной достопримечательностью. Оно не утратило своего значения и сегодня, воплощая в себе не только наиболее яркие черты конструктивизма двадцатых-тридцатых годов прошлого века, но и демонстрируя пышно декорированные помещения, а также внешнюю отделку, сделанные позднее.
Построить за два года
Строительство клубных учреждений и народного дома-театра предполагалось еще первоначальным проектом рабочего поселка при строящейся бумажной фабрике, который 25 ноября 1925 г. был представлен на согласование в Управление Нижегородского губернского инженера. Его одобрили на следующий день, а 18.12.1925 г. проект утвердил управляющий волжским строительством И.М. Колотилов.
Активное строительство поселка началось весной 1926 года. И хотя этот проект устраивал всех и всюду был согласован, и автор проекта архитектор П.Н. Струков был на месте, однако с самого начала строить стали не по плану. Отчасти на это повлияли очень холодная зима и неожиданно случившийся мощный майский разлив Волги, отчасти выявились недостатки проектирования, отчасти из-за нехватки средств.
Сначала построили деревянный (бревенчатый) клуб (народный дом). Располагался он у железнодорожной линии на территории микрорайона «сорока», на месте домов пр. Дзержинского, 50 и ул. Фрунзе, 33. Здание было двухэтажное, с радиовышкой. Сгорело в 1930 году.
Однако даже в то время, когда этот клуб работал, – считался временным. Изначально предполагалось строительство именно большого каменного здания, но окончательное решение на этот счет приняли лишь 1 мая 1929 года.
Причем, как это зачастую случалось в нашей стране, сразу после принятия такого решения началась «штурмовщина». Сверху спустили задание, чтобы уже к осени подвести здание под крышу, а полностью строительство завершить 1 мая 1931 года. Установленные сроки, впрочем, оказались не реальными. Сначала задержались с разработкой технической документации, потом задержались с внутренней отделкой помещений. Короче говоря, в сроки не уложились.
Впрочем, задержка случилась небольшая. В номере от 20 ноября 1931 года газеты «Новая Балахна» вышла заметка «На Курзе бумкомбинат открыл новый клуб». А в номере от 24 февраля 1932 года рассказывалось о мероприятии рабочих бумкомбината в честь празднования 14-й годовщины РККА. При этом весь 1932 год продолжали работы по внутренней отделке.
В стиле конструктивизма
Проектирование и строительство Дома культуры связано с известным московским архитектором-конструктивистом Весниным. Так, в газете «Волжский бумажник» от 6 сентября 1930 г. говорится: «Здание нашего клуба спроектировано одним из лучших архитекторов Союза – профессором Весниным». Вот только имя профессора не известно. Ведь в то время было принято указывать только фамилию, без инициалов. А ведь Весниных было трое – Леонид, Виктор и Александр. Они братья, все трое – преподаватели, имевшие профессорские звания. Двое из них – Виктор и Александр – незадолго до этого разрабатывали проект Дома культуры завода ЗиЛ в Москве.
В основу эскизов Дома культуры бумажников были положены принципы «простоты и строгости». Зрительный зал запроектирован в спокойных тонах, основные цвета – светлая зелень и цвет слоновой кости, что придавало изящность и в то же время не утомляло вычурностью. Последующая отделка (с лепниной) и искусственным мрамором заметно отличается от первоначальной. Все это выполнили уже в ходе последующих ремонтных работ
Согласно архитектурному описанию Дом культуры бумажников представлял собой «ассиметричное, разворачивающееся в пространстве здание, стоящее на углу площади и обращенное фасадами как на проспект Дзержинского, так и на улицу Горького. При этом в объемном планировочном решении воплощены основные принципы конструктивизма. Планировка здания и его внутренняя организация ясно выражены и понятны, внешний облик представляет собой сложное сочетание простых прямоугольных объемов разной высоты и протяженности и полукруглых объемов разного диаметра». Кроме того, здание четко делится на две части: клубную и зрелищную, это соответствует назначению учреждения в его первоначальном варианте – клуб-театр.
Наименование Дом культуры вошло в обиход позднее, уже в середине 30-х годов. В те же годы в единый комплекс с основным Домом культуры (пр. Дзержинского, д. 38) объединили и здание бывшей каменной столовой-ресторана (пр. Дзержинского, д. 36), организовав там детский Дом культуры.
В 1983 году здание Дома культуры (пр. Дзержинского, д. 38) решением Горьковского исполкома областного Совета народных депутатов было принято на государственную охрану как объект культурного наследия регионального значения.
Автор: Вячеслав Казаков, научный сотрудник Балахнинского музейного историко-художественного комплекса Фото из фондов БМИХК
И вот еще подборка старых снимков ДК от Редакции Балахна.Ру:
|