Мария Карташова: «Хочется развивать балахнинский промысел как бренд»Листать новую книгу «Балахнинский кружевной промысел» — истинное удовольствие. На страницах — ажурные косынки, шали, болеро, подзоры и накидки на подушки. Здесь и музейные экспонаты родом из позапрошлого и начала прошлого века, и изделия современных мастериц. Возле одной из фотографий подпись: пелерина «Балахнинский вазон», авторская работа М.В. Карташовой.
Мария Вячеславовна — один из авторов книги и директор Балахнинского музейного историко-художественного комплекса. Еще, оказывается, и кружевница. Кто лучше нее расскажет о новом издании, вышедшем при поддержке регионального Издательского совета, и о самом балахнинском промысле?
— Мария Вячеславовна, а вы когда научились плести кружева? — Лет двадцать назад, когда работала в музее экскурсоводом. Посетители часто спрашивали, чем наше, балахнинское, кружево отличается от других. Решила: чтобы понять это, надо самой уметь. Сначала пыталась плести по книжке, но потом у меня появился учитель — Галина Александровна Котова, мастер кружевоплетения, которая сотрудничала с музеем. Вот она научила и сколки рисовать, и с коклюшками обращаться. Сейчас мы уже сами проводим в музее мастер-классы. Кстати, все авторы книги «Балахнинский кружевной промысел» умеют плести. Лидия Федоровна Васильева в советское время возглавляла цех кружевоплетения, который работал в Балахне. Именно она подготовила страницы, на которых рассказано, как плетут кружево, и даны схемы основных узоров. Светлана Валерьевна Пухова работала с музейными фондами, но и она тоже владеет нашим рукоделием. Я же отвечала за историческую часть издания. — Чем же отличается наше кружево и что такое «балахонский манер»? — Сама формулировка вошла в искусствоведческую литературу в 1890-е годы, и ввели ее исследователи кружев. Балахнинское кружево имело свои определенные наборы именно рисунков. Самый характерный из них — балахонская роза. Кроме того, у нас применяется определенный набор сеток или фоновых решеток. Но главное отличие – многопарная техника плетения. Ее разработали балахнинские мастерицы во второй половине XIX века на основе европейского кружева. В плетении используется 150-200 и более пар коклюшек, в зависимости от того, насколько велика работа. Сравните с вологодской, сцепной техникой, где используется 7, 10 или 15 пар коклюшек. Читатели узнают обо всем из нашей книги подробно.
— И плести кружево научатся? — Нет, такой задачи мы перед собой не ставили. Потому что, если делать книгу для тех, кто хочет освоить кружевоплетение, это будет отдельный солидный том. Мы попытались сделать издание для широкого круга читателей. Именно поэтому там много фотографий, иллюстраций, чтобы можно было и почитать, и посмотреть на старую Балахну. В книге представлено много архивных материалов. Мы неслучайно опубликовали списки кружевниц, работавших в деревнях балахнинского уезда. Хочется, чтобы люди, их потомки, нашли свои фамилии и узнали больше о своих корнях. Кроме того, это свидетельствует о том, что кружевоплетение было действительно массовым промыслом, мастерицы работали чуть ли не в каждом доме Балахны и ее окрестностей.
Такие жакеты и косынки носили балахнинские модницы в XIX веке
Книга «Балахнинский кружевной промысел» вышла в свет благодаря финансовой поддержке Издательского совета Нижегородской области
Источник: https://pravda-nn.ru/interview/mariya-kartashova-hochetsya-razvivat-balahninskij-promysel-kak-brend/
|