На поклон к святыням11 февраля, в день памяти затворника Печерского Лаврентия, святителя, мощи которого почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, мы – балахнинские паломники – отправились к людям, жизнь которых тоже идет вдали от мирской суеты. Путь мы держали в нижегородские монастыри и церкви.
В Печерской обители
Поклонение святыням началось с посещения Печерского Вознесенского монастыря, основанного около 1330 года монахом Дионисием, пришедшим из Киево-Печерского монастыря на крутой песчаный берег Волги, чтобы жить в безмолвии пустыни в трудах и молитве. Пришел он не один, а с соработниками из братии своего монастыря и иконой – копией чудотворной иконы Печерской Божией Матери с предстоящими святителями Антонием и Феодосием Печерскими.
Так по прошествии небольшого времени, на просторном уступе берега Волги появилась основанная монахами Печерская обитель, к XVI веку число братии которой возросло до 900 человек. И было среди них много дивных учеников, воспитанных святым Дионисием, преподобный Макарий Унженский и Желтоводский, Евфимий Суздальский тоже у него учились.
В 1597 году июньской ночью процветающий монастырь был разрушен оползнем, да таким, что даже река Волга изменила свое русло. Люди не пострадали, поскольку были предвестники грядущего обвала, и как могли приготовились к предстоящему испытанию. Отстраивать заново Печерский монастырь начали в этом же году в месте вверх по течению реки.
Божественную литургию в наше посещение совершал духовник обители игумен Вассиан (Бирагов). Когда начал в 2010 году возрождаться наш балахнинский Покровский монастырь,то в числе монахов, приезжавших послужить, игумен Вассиан был тоже, так что некоторым из паломников он был знаком.
Приложившись к иконам, подав записки, выслушав обширный и интересный рассказ нашего экскурсовода Игоря Анатольевича, мы отправились в Старые Печеры, на прежнее место, потому что было в несчастии разрушения оползнем и отрадное событие: среди развалин открылись мощи схимонаха Иоасафа, погребенного за три десятилетия до обрушения горы. Гроб его, мало прикрытый землей, остался цел, одежда и тело схимонаха тоже были нетленны. Игумен Евфимий с братией из Дудина монастыря и архимандрит Трифон с братией Печерской обители устроили над гробом гробницу. На месте, где был монастырь, государь Федор Иоаннович повелел построить деревянную церковь для поминовения умерших иноков.
Такая церковь во имя Преображения Господня и была возведена вскоре над гробницей схимонаха Иоасафа. В левом приделе во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова под спудом покоились его мощи. Так указывается и в летописи: «сей же преподобный Иоасаф почивает даже и доныне в Старых Печерах, в церкви святого Иоанна Богослова под спудом, иже исцеления многа подает с верою приходящим ко гробу…». Более двух веков стоял этот деревянный храм, пока около 1782 года в мае не случился пожар. С 1785 года церковь Преображения отстраивалась в камне, расширяясь, и к 1860 году стараниями и усердием прихожан стала украшенной благолепно. Храм этот был открыт всегда и никогда не осквернялся.
Поклонились и мы подвижнику Божию схимонаху Иоасафу, спустившись по ступеням в подклеть, помазались освященным маслицем, набрали целебной воды из источника имени преподобного, а впереди нас ждал Благовещенский монастырь…
Благовещенский монастырь
День нашей поездки по святым местам выдался пасмурным, и волжские дали, открывающиеся с территории обители, были тоже серыми, и даже силуэт словно парящего над мостом собора Александра Невского казался темно-желтого унылого цвета… Но вдруг на миг сквозь тучи проглянуло солнце, осветлив все, а собор показался словно светящимся изнутри… Слушая рассказ нашего гида, мы подошли к Благовещенскому собору, когда из дверей храма Успения Богородицы вышел игумен Мстислав (Меньшиков), тоже часто приезжавший в Балахну, и с радостью встречи с давно знакомыми стал нас благословлять, а следом вышел и наместник монастыря архимандрит Александр (Лукин).
«А я уже думал, вы мимо прошли», – проговорил, улыбаясь, он, благословляя каждого из нашей группы. «Мы в Старые Печеры в церковь и на источник ездили», – стал объяснять кто-то. «Тогда я расскажу вам такой случай», – начал свою беседу-проповедь батюшка. Он рассказал, как ходили муж с женой в Старопечерскую церковь и на источник за водой долгое время, а когда умер супруг, то приснился жене, на вопрос жены о том, как ему там, он ответил: «Вот только лестницу и засчитали». Вот и вам большой труд, который совершаете в паломнической поездке, чтобы Господь вменил в подвиг и освящение вашей души. Пойдете в собор сейчас, посмотрите на окна, по обеим сторонам откосов их изображены святые угодники Божии, а в руках каждого свиток с первой строкой икоса акафиста Пресвятой Богородице. А на двух столбах-колоннах, поддерживающих свод, написаны образы святых четырех уделов Ее».
Рассказал отец Александр и об иконе «Благодатное Небо», приплывшей по воде вопреки всем физическим законам, поскольку написан образ на листе из металла. Пришла икона водным путем, которым шел святитель Алексий, направляясь в Орду, и остановилась напротив того места, где стал на отдых святитель. Теперь икона «Благодатное Небо», расположенная за колонной слева, является символом второго возрождения монастыря, а многие прихожане почитают святой образ чудотворным.
Благословил нас отец Александр посетить и семинарский храм в честь святителя Алексия, митрополита Московского, в котором обретенные при ремонте храма останки преосвященного Иеремии (Соловьева) и архиепископа Макария (Миролюбова) погребены ныне в склепах в боковых приделах храма.
На поклон «Кресту с предстоящими»
Полюбовавшись красивейшим фарфоровым иконостасом в Алексеевской церкви, поклонившись духовным делателям, упокоенным в храме, мы отправились в Александро-Невский собор на поклон обретенной недавно в Крестовоздвиженском монастыре старинной иконе «Крест с предстоящими» с частичками горы Голгофы, Гроба Господня и частицами мощей многих угодников Божиих, в том числе и с частицей мощей священномученика Игнатия Богоносца, память которого совершалась в день нашего паломничества 11 февраля.
Святой Игнатий родился в Сирии в последние годы жизни Спасителя. В его жизнеописании повествуется, что он был тем отроком, которого Господь взял на руки и сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18,3). А Богоносцем он назван потому, что крепко любя Господа, он как бы носил его в своем сердце. Он жил жизнью Христа…
Всю дорогу домой Игорь Анатольевич снова рассказывал нам об истории Нижнего, Сормово, а потом читал свои стихи. А как же иначе, ведь этот человек поделился с нами восприятием своей жизни через любовь. Любовь к Богу, к своей Родине, России, к прошлому и настоящему.
Бог есть любовь. Целый день с утра до вечера мы видели Ее, изучали, любовались, радовались и участвовали в Ней.
Благодарим Тебя за это, Господи!
О. МУХИНА Фото автора
|