Прокуроры назвали причины обмеления ВолгиВчера в Нижнем Новгороде под председательством Приволжского транспортного прокурора Тимура Мурадиновича Кебекова и Волжского межрегионального природоохранного прокурора Вениамина Вениаминовича Селифанова прошло заседание Объединенной коллегии Приволжской транспортной прокуратуры и Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры.
В мероприятии приняли участие, в том числе в формате ВКС, руководители и представители правоохранительных органов Приволжского транспортного региона, Департамента Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу, Волжского управления государственного морского и речного надзора, Средневолжского и Верхневолжского территориальных управлений Федерального агентства Росрыболовства, Администраций Волжского и Камского бассейнов внутренних водных путей, органов экологического контроля Республик Марий Эл, Татарстан, Чувашской Республики, Самарской, Ульяновской и Нижегородской областей, транспортные и природоохранные прокуроры, дислоцирующиеся в одиннадцати городах транспортного региона: Владимире, Ижевске, Йошкар-Оле, Казани, Канаше, Кирове, Набережных Челнах, Самаре, Сызрани, Ульяновске и Уфе.
Темой для обсуждения стали вопросы состояния законности в сфере добычи нерудно-строительных материалов, проведения берегоукрепительных, дноуглубительных и иных работ в пределах береговой полосы в акватории Волжско-Камского бассейна.
Ранее Приволжской транспортной прокуратурой совместно с Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой проведена значительная работа по определению причин обмеления Волги, влекущих за собой ухудшение безопасности судоходства, экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки, уменьшение нереста рыбы, снижение судопропуска.
Установлено, что одной из них является бесконтрольная деятельность по добыче нерудно-строительных материалов из русла рек и рядом с береговой линией, в результате которой вода уходит в образовавшиеся подземные пустоты, что приводит к понижению уровня рек относительно берега, появлению все большего количества лимитирующих (опасных для судоходства) мест на судовом ходу, требующих внесения корректировок в судоходные карты. В целях возврата в правовое поле деятельности хозяйствующих субъектов в сфере добычи нерудных материалов и производства иных работ в пределах береговой полосы названными специализированными прокуратурами в текущем году была проведена целевая совместная проверка на территории всего Волжско-Камского бассейна.
Согласно официальной статистике за последние 20 лет объемы добычи песка на территории Приволжского федерального округа увеличились почти в 3 раза, общий объем добытых нерудных материалов составил почти 90 млн. м3. При этом по неофициальным данным реальные объемы добычи песка превышают официальную статистику почти в два раза и составляют около150 млн. м3.
Регионами, где ведется особо активная работа по добыче песка, является Республика Татарстан, Нижегородская и Самарская области.
В целях восстановления законности в данной сфере в результате проведенных совместных проверок прокурорами пресечены факты самовольного пользования недрами, проведения работ в отсутствие предварительных гидрологических и иных изысканий, использования судов, не отвечающих требованиям безопасности, непредоставления хозяйствующими субъектами в уполномоченные государственные органы сведений об объемах извлеченного грунта и образовавшихся отходах. Во всех случаях виновные лица по инициативе прокуроров привлечены к предусмотренной законом ответственности (административной, дисциплинарной).
В целом специализированными прокуратурами по результатам проверки выявлено более 150 нарушений требований федерального законодательства, в целях устранения которых внесено 45 представлений, в контролирующие органы направлено 12 информаций для привлечения виновных лиц к административной ответственности, предостережено 3 лица о недопустимости нарушений федерального законодательства.
В ходе анализа выявленных нарушений сделаны выводы о необходимости активизации надзора за соблюдением законности хозяйствующими субъектами в данной сфере правоотношений со стороны уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов Росприроднадзора и Росрыболовства. При этом наивысшая результативность контрольно-надзорных полномочий в указанной области, с учетом того, что лицензии на право добычи общераспространенных полезных ископаемых выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, решения о праве пользования водными объектами принимаются территориальными органами Федерального агентства водных ресурсов, а согласования, подтверждающие безопасность недропользования для судоходства, осуществляются Администрациями бассейнов внутренних водных путей, возможна лишь при надлежащей организации взаимодействия перечисленных органов между собой, а также с Управлением государственного морского и речного надзора и правоохранительными органами.
Кроме того, в качестве проблемных вопросов отмечено отсутствие регламентации порядка согласования проведения путевых работ (дноуглубительных, берегоукрепительных и иных работ).
По итогам заседания участниками коллегии выработаны дополнительные меры, направленные на повышение эффективности работы ведомств в целях обеспечения безопасности судоходства, в том числе при добыче нерудно-строительных материалов в акватории Волжско-Камского бассейна, а также проведении иных работ в пределах береговой полосы рек, усиление взаимодействия природоохранных и транспортных прокуратур, а также правоохранительных и контрольно-надзорных органов.
По теме: Волгу вновь планируют перекрыть, повторив тяжелые ошибки прошлого
|